Обслуживание и ремонт системы водоотведения автомобильных дорог

Система водоотведения автомобильных дорог имеет большое значение в эксплуатации дорожного покрытия. Недостаточное внимание вопросам организации поверхностного водоотвода с проезжей части автомобильных дорог приводит к снижению прочности дорожных одежд, сокращению межремонтных сроков дорог, снижению уровня безопасности и удобства движения транспортных средств и загрязнению окружающей среды.
В статье подробно описаны меры по обслуживанию и ремонту всех элементов системы водоотведения автомобильных дорог.
Что такое система водоотведения
Задача этой системы – защита одежды дороги от ливневых вод. Вода, попадая внутрь дорожной одежды, приводит к ее быстрому разрушению. Вымывается и проседает грунт, разрушается основание. Это приводит к разрушению покрытия и выходу дороги из строя.

Решетки и водостоки ливневой канализации обеспечивают удаление воды с поверхности через все слои основания в коллектор.
Водоотведение включает в себя целый комплекс элементов:
- Особая форма дорожного покрытия, обеспечивающая скатывание воды.
- Особые составы, защищающие покрытие от контакта с водой.
- Слой износа из литого асфальтобетона. Такой слой обеспечивает герметизацию покрытия и обладает достаточной прочностью, чтобы без ремонта работать 3-5 лет.
- Оборудованные обочины, помогающие удалять воду с покрытия и защищающие основание.
- Сточные канавы, по которым стекающая с покрытия и обочин вода отводится к местам сброса в реку, озеро, море.
- Ливневый коллектор, расположенный под основанием, обеспечивает доставку воды к местам сброса. Коллекторы применяются в условиях города, когда невозможно оборудовать сточные канавы и используются для сбора воды и доставки до места соединения с городской системой канализации.
- Решетки и водостоки ливневой канализации, обеспечивающие удаление воды с поверхности через все слои основания в коллектор.

Коммунальные службы обеспечивают очистку ливневых решеток и водостоков от листьев, веток, мусора и промывают трубу коллектора.
Каждый элемент системы водоотвода нуждается в регулярном обслуживании, которое проводится силами дорожных коммунальных служб.
Обслуживание системы водоотведения дорог
Для проведения обслуживания системы водоотведения необходимо провести следующие действия:
- Обеспечить очистку ливневых решеток и водостоков от листьев, веток, мусора не реже одного раза в квартал.
- Раз в два-три года осматривать, очищать от крупного мусора, промывать трубу коллектора, не допуская заиливания и образования заторов.
- Ежегодно обновлять защитный слой жидкими полимерами. Это позволит дольше сохранять целостность покрытия одежды и обойдется дешевле ямочного или крупного ремонта.
- Устранять появляющиеся повреждения покрытия, не дожидаясь планового ремонта. Своевременное восстановление целостности покрытия сохраняет основание и грунт от вымывания или проседания.
- Восстановление слоя износа. Технология восстановления таких слоев позволяет восстанавливать целостность покрытия силами двух рабочих и одного автомобиля-ремонтера.
- Раз в пять-семь лет надлежит проверять состояние водосбросов, очищая их при необходимости.

Обеспечивая системы водоотведения автомобильных дорог нужно проверять состояние водосбросов, очищая их при необходимости.
Ремонт элементов системы водоотведения
- Восстановление целостности покрытия. Для восстановления покрытия проводят плановые, в случае необходимости внеплановые ямочные ремонты, используя различные технологии. Применение технологии горячего асфальтобетона позволяет сократить стоимость материалов. Использование технологии литого асфальтобетона увеличивает стоимость материалов на 15-20%, но благодаря меньшей сложности позволяют настолько же сократить общую стоимость работ. Применение технологи регенерации асфальта позволяет сократить траты по сравнению с горячим асфальтобетоном на 30-40%, что приведет к значительному падению общей стоимости ремонта. В городах с населением свыше 100 тысяч человек приобретение многофункционального ремонтера с регенератором асфальта и дорожной фрезой экономически оправдано, такая машина окупится в течение трех-пяти лет. Через 15-20 лет настилают новый слой.
- Восстановление слоя износа. Восстановление проводят по мере появления повреждений. Стоимость работ в несколько раз меньше, чем при проведении ямочного ремонта покрытия из уплотненного горячего асфальтобетона. При использовании многофункционального ремонтера возможно дополнительное сокращение стоимости работ на 20-30% за счет отказа от дополнительной техники и оборудования.
- Ремонт обочин. При изменении геометрии склона ремонт осуществляют подсыпанием грунта для восстановления геометрии покрытия. При наличии покрытия снимают его, восстанавливают геометрию, затем укладывают новое покрытие.
- Ремонт сливных канав. Ремонт заключается в расширении в углублении канав для обеспечения необходимого уровня при сильном заиливании, позволяющего воде стекать к местам сброса.
- Ремонт сливных колодцев. Чаще всего ремонт заключается в замене обоймы ливневой решетки или замене (ремонте) бетонной трубы колодца.
- Ремонт коллектора. При сильном засорении мусором или илом очистка с помощью промывки не дает результатов. В этом случае определяют места наиболее сильного засорения, раскапывают одежду и грунт, разбирают верхнюю часть коллектора и экскаватором удаляют мусор. Может потребоваться полная замена отдельных участков коллектора.

Для ремонт коллектора при сильном засорении мусором определяют места наиболее сильного засорения, раскапывают одежду и грунт, разбирают верхнюю часть коллектора и экскаватором удаляют мусор.
Тщательное обслуживание систем водоотведения позволит сократить траты на ремонт покрытия автомобильных дорог и продлить их срок службы до капитального ремонта.
Добавить комментарий