Предварительные работы перед укладкой покрытия дорожной одежды

В статье описывается пошаговая технология подготовительных работ, которые необходимо выполнить перед основными этапами укладки дорожной одежды.

Как правильно рассчитать толщину всех слоев дорожной одежды.

 

 

Расчет толщины дорожной одежды

Дорожная одежда должна обеспечивать движение автотранспорта, передавая вертикальные и горизонтальные нагрузки материковому грунту. Каждый слой дорожной одежды рассчитывается исходя из особенностей грунта, требований жесткости, количества и веса проходящих по дороге машин, климатических условий и других факторов.

Основание дорожной одежды обеспечивает распределение вертикального давления по большой площади грунта и дренаж дождевой воды.

При необходимости рассчитываются продольный и поперечный водоотводы. На стадии проектирования рассчитываются нагрузки и требуемые толщина и структура каждого слоя.

Требования к грунту

Перед началом работ по проектированию дорожной одежды, проводят инженерно-геологические изыскания, чтобы определить климатические условия, наличие и количество грунтовых вод, состав грунта и меры по его укреплению. По результатам этих изысканий и планирующейся интенсивности движения определяется тип дорожных одежд – жесткие или не жесткие. Если исследования проведены с ошибками, велик риск повреждения дорожной одежды в результате проседания или вымывания грунта.

Земляное корыто

После проведения инженерно-изыскательских и проектировочных работ, начинаются земельные работы. Необходимо подготовить земляное корыто(ЗК). ЗК – траншея в земле, задача которой обеспечить боковую поддержку нижних слоев основания дорожной одежды и требуемое возвышение покрытия над уровнем грунта. Это необходимо для того, чтобы сохранить дорожную одежу от дождевых вод и попадания на проезжую часть грязи. Во время дождя попавшая на проезжую часть раскисшая земля многократно уменьшает сцепление колес с верхним слоем дорожной одежды. ЗК делается бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками и грейдерами. Удаленный из ЗК грунт может быть использован для обустройства обочин.

Оборудование для выполнения земляного корыта

Земляное корыто делается бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками и грейдерами.

 

Дренажный слой

Дренажный слой делают из крупного чистого песка или щебня твердых горных пород фракции 70-100 мм. При использовании песка, дренажный слой толщиной более 50 см выполняет функции защиты от промерзания.

Дренажный слой равномерно распределяет вертикальную нагрузку на дорожную одежду по максимально возможной площади грунта. Оптимальным является устройство песчаного слоя, а над ним слоя из щебня крупных фракций. Такое основание обеспечивает хорошее дренирование дождевых вод, и выдерживает сильное вертикальное давление, что позволяет применять его для дорог общего пользования с высокой интенсивностью движения автотранспорта.

Песок и щебень доставляют до места проведения работ самосвалами, и распределяют с помощью грейдеров, обеспечивающих выравнивание слоя. Песок не подвергается уплотнению. Щебень после укладки необходимо уплотнить тяжелыми катками с массой выше 10-15 тонн, в зависимости от толщины слоя. Тщательное уплотнение сохранит дорожную одежду от последующего проседания щебенчатого слоя и повреждения покрытия. При уплотнении катками необходимо обеспечить достаточное увлажнение щебня.

После уплотнения необходимо уложить слой щебня меньшей фракции. Это обеспечит расклинцовку – менее крупный щебень заполнит пустоты более крупного щебня, и обеспечит равномерную передачу вертикальных и горизонтальных нагрузок. Этот слой тоже должен быть уплотнен катками с обязательным увлажнением. Щебенчатое основание дорожной одежды состоит из двух или трех слоев, в зависимости от проектной интенсивности движения.

traktor

Грейдер обеспечивает выравнивание слоя песка и щебня.

 

Слой бетона

Для повышения стойкости к деформации, появлению трещин, колейности и более качественной теплоизоляции асфальтобетонного покрытия дорожной одежды, используют бетонный слой. Он укладывается на верхний щебенчатый слой. На уплотненный щебенчатый слой укладывают металлическую или стекловолоконную арматуру, перевязывают ее между собой.

Отказ от арматуры уменьшает стоимость работ, и сильно снижает прочность дорожной одежды.

Для бетонного слоя используют тощие бетоны, состоящие из щебня твердых горных пород, песка, и минимального количества цемента. Такой бетон доставляют до места работ в грузовиках, оборудованных миксерами, укладывают с помощью асфальто- и бетоноукладчиков и после укладки уплотняют катками.

Укладка бетона

Асфальто- или бетоноукладчик укладывает тощий бетон для бетонного слоя дороги.

 

Бордюры

В зависимости от толщины асфальтобетонного покрытия, бордюры устанавливаются до или после заливки бетонного слоя. При отсутствии слоя бетона, бордюры устанавливаются на верхний щебенчатый слой. Установка бордюров до начала укладки асфальтобетонного слоя позволит уложить асфальтобетон более качественно, вплотную к бордюрам. Это позволит уменьшить просачивание дождевых вод.

Соблюдайте последовательность основных работ, проводимых при строительстве дорожной одежды, чтобы подготовить одежду к укладке асфальтобетонного покрытия.

Сохранить:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.