Материалы для слоев износа

Слои износа представляют собой слой мелкого щебня (как правило, фракции с верхним пределом прохода через сита не более 20-25 миллиметров), сцепленные с поверхностью асфальтобетонного покрытия дороги с помощью любого вяжущего материала.

Разберем подробнее материалы для изготовления слоев износа, которые применяются чаще всего.

Щебень

Щебень является защитой от разрушения верхних (покровных) слоев асфальта и, кроме того, улучшает сцепление колес автотехники с дорогой (еще одно положительное свойство слоев износа). Основные требования к щебню:

  • Высокая прочность к разрушению под воздействием сжатия, поэтому используют как правило метаморфические породы — в первую очередь гранит, базальт, шпаты.
  • Хорошая адгезия к вяжущему материалу, обеспечивающая прочное скрепление слоя износа и самого асфальтобетонного покрытия. Поэтому для слоев износа используют только искусственно дробленый щебень. Гравий и прочие материалы, образованные природным разрушением горных пород, для этих целей не подходят. Из-за округлых форм они сцепляются с основанием недостаточно прочно. Камень, раздробленный искусственно, имеет большое количество граней, поэтому прочно вклеивается в связующий слой.
  • Высокая морозостойкость (исключение — южные районы, где не бывает минусовых температур).
  • Фрикционные свойства (хотя это не является основной функцией слоев износа, сцепление колес с дорогой нормируется; если применить материалы с небольшим коэффициентом сцепления, то покрытие не будет соответствовать нормам).
  • Форма и фракционный состав — щебень должен укладываться так, чтобы его зерна были как можно плотнее друг с другом. Поэтому для слоев износа очень важно точное соблюдение фракционного состава. В отличие от требований к щебню для других нужд строительства (производство бетона на основе портландцемента, асфальтобетона, устройство подушек под фундаменты), к камню, который применяется в слоях износа, лещадность (плоская форма, большая разница размеров зерна в трех измерениях) является не недостатком, а преимуществом. Поэтому возможно использование отбракованного на сортировочных агрегатах материала для использования в обустройстве слоев износа. Кстати, такой щебень в среде дорожников называется «семечка» и очень ценится, покрытие из него очень легко ложиться и практически не срывается даже при неправильной укатке.

Стоит обратить внимание, что лещадный щебень — это отход, наличие таких частиц во фракционном составе щебня ограничено строительными нормами. Поэтому не стоит платить за него по цене больше, чем за стандартный материал (главное, чтобы щебень был промыт, освобожден от глинистых частиц и пыли).

щебень для слоя износа

Применение щебня для укладки слоев износа гарантирует защиту от разрушения верхних слоев асфальта и улучшение сцепления колес автотехники с дорогой.

 

Иногда в состав поверхностного слоя вводят и другие материалы — дробленую резину, доменный шлак и стекло, но это, как правило, экспериментальная практика.

Как говорилось выше, для хорошего сцепления с основой щебень должен быть чистым. Пыль и глинистые частицы ухудшают эту способность. Большинство стандартов для щебня разрешают наличие вредных для поверхностной обработки примесей. Поэтому перед использованием материал обязательно подвергают мойке на специальных установках. В этом случае щебень полностью очищается.

Битум

Один из самых распространенных и самых старых материалов для устройства слоев износа. К его преимуществам можно отнести небольшую цену и прочное сцепление с основой (асфальтобетон тоже изготавливается на основе битума).

битум для слоев износа

Битум — вяжущее вещество, гарантирующее сцепление асфальтобетона с основой.

 

Однако он имеет и минусы:

  • Большую температуру (даже самые легкоплавкие марки) до которой его нужно разогревать для нормальной укладки.
  • Быстрое время схватывания.
  • Недостаточную адгезию к влажным поверхностям.

Эмульсии

Изготавливаются чаще всего на основе битума путем введением специальных добавок и растворением его в воде. Для использования требуют относительно небольшого нагрева (60-80 градусов). Кроме того — легко ложатся на влажные поверхности, иногда (для некоторых марок) увлажнение даже рекомендуется для лучшего сцепления.

эмульсия для слоев износа

Эмульсия — вяжущее на основе битума. Обладает преимуществами по сравнению с битумом: легко ложатся на влажные поверхности, быстро набирают необходимую прочность.

 

Эмульсии имеют большее время до начала полимеризации, обеспечивая упрощение технологии укладки слоев износа, и к тому же быстрее набирают необходимую прочность. На данный момент это самый распространенный вяжущий.

Другие материалы

На сегодняшний день существуют и другие разработки вяжущих материалов, например, на основе дегтя, полимерных клеев. Но на самом деле, до отработки технологии и создания оборудования для их применения (кроме дегтя, который сравним с битумом по свойствам, но гораздо дороже), их использование вряд ли будет экономически оправдано.

Сохранить:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.