Когда рекомендуется укладка тонкого слоя дорожного покрытия

Автомобильный транспорт обеспечивал в прошлом и продолжает обеспечивать сейчас около 70% от общего объема всех видов перевозок. Для обеспечения нормальной работы грузового и пассажирского автомобильного транспорта необходима качественная и развитая дорожная сеть. Существующая на сегодняшний день в стране дорожная сеть имеет достаточный масштаб и обеспечивает необходимую взаимосвязь между населенными пунктами, однако существует проблема качества автомобильных дорог.
Проблемы с качеством дорожного полотна и причины их возникновения
В проблеме качества дорог можно выделить два важных аспекта:
- существенное превышение числа проезжающего транспорта над запланированным – то есть снижение пропускной способности дороги – эту проблему можно решить только строительством вспомогательных или дублирующих участков дороги, а также реконструкцией существующей дороги;
- снижение качества дорожного покрытия – изменение целостности как верхних, так и глубоких слоев дорожного полотна, земляного полотна, образование деформаций покрытия различного вида.
Первая проблема требует очень больших вложений для ее устранения (речь идет о сумме в десятки миллиардов рублей), но обеспечивает долгосрочный результат (проблему финансирования можно решить при введении «платных дорог» и привлечении частных инвесторов для строительства).
Вторую проблему можно решить дешевле (примерно в 10 раз) – необходимо применять качественные материалы и смеси для создания покрытия и строго выдерживать технологию укладки смеси при ремонтах и прочих дорожных работах.
Основные виды разрушений дорожного полотна в процессе эксплуатации
Причинами разрушений дорожного полотна могут быть:
- ошибки при проектировании дороги (например, не полностью учтена гидрология грунтов, неправильно рассчитана проектная пропускная способность и другие);
- несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна (несоблюдение нормативной толщины слоев, применение низкокачественных материалов, несоблюдение температурного режима, несоблюдение режима остывания и уплотнения готового полотна, несоблюдение графиков проведения ремонтов и прочие);
- воздействие природно-климатических факторов (прорыв грунтовых и поверхностных вод, сезонные перепады температур и другое);
- воздействие автомобилей.

Основными причинами разрушений дорожного полотна в процессе эксплуатации являются несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна, воздействие природно-климатических факторов и воздействие автомобилей.
Все эти факторы способны вызвать следующие разрушения дорожной одежды:
- Трещины – разрыв (обычно поперечный) верхнего слоя дорожной одежды, опасны своей динамикой.
- Просадка – локальное, плавное без разрывов и трещин изменение высоты земляного полотна в результате его уплотнения.
- Колейность – изменение рисунка поперечного профиля.
- Истирание – изменение толщины слоя износа полотна.
- Потеря шероховатости (гладкость) – снижение показателя сцепления дорожного полотна с колесами.
- Выбоины – локальные углубления с четко обозначенным краем.
- «Гребенка» – нарушение ровности полотна в его продольном сечении.
- Пылимость – нарушение поверхностного слоя полотна, которое сопровождается образованием мелких (меньше 1 мм) фракций покрытия.
Тонкие слои дорожного покрытия – понятие, технологии производства и области применения

Выбоины – это локальные углубления с четко обозначенным краем.
Тонким слоем дорожного покрытия принято называть совмещение слоев горячей асфальтобетонной смеси, приготовленной по определенной технологии, и специальной катионной эмульсии. Укладка тонкого слоя составляет 20 мм.
От традиционной асфальтобетонной смеси для укладки тонкослойные покрытия отличаются:
- составом и количеством примесей – вводимые примеси, несвойственные классической технологии, обеспечивают лучшие эксплуатационные качества для готового дорожного полотна (например, для повышения устойчивости к температурным колебаниям, улучшения гидроизоляции полотна, повышения прочности и прочим);
- технологией укладки – укладка происходит очень быстро при очень высокой температуре, на заранее подготовленное основание.

Тонкослойные асфальтобетонные смеси, произведенные по различным технологиям, дают возможность улучшить качество и эксплуатационные свойства дорожного полотна.
Примеси, вносимые в асфальтобетонную смесь, бывают разными – на сегодняшний день известно около 20 различных технологий производства тонкослойных смесей (опробованные технологии, в которых зафиксирован результат), которые отличаются типом примесей.
От типа примеси зависит, в решении каких задач будет применена модифицированная смесь:
- при внесении полимерных добавок у смеси и готового покрытия повышаются гидроизолирующие свойства и прочность покрытия – их целесообразно применять при высокой активности грунтовых или поверхностных вод на дороге; эти же смеси для ямочного ремонта трещин и выбоин, а также устранения пластичных деформаций (колейности и гребенки);
- при внесении пластичных добавок, например, резиновой крошки, повышаются показатели качества поверхности (в среднем на 30%) – истирание, шероховатость, пылимость, а также деформации под влиянием перепадов температур.
Тонкослойные асфальтобетонные смеси, произведенные по различным технологиям, дают возможность сегодня улучшить качество и эксплуатационные свойства дорожного полотна, а также частично использовать в их производстве отходы других предприятий (минеральные и полимерные добавки) или перерабатывать часть мусора (непригодные автомобильные покрышки перерабатываются в мелкую резиновую крошку и используются как пластичный наполнитель для смеси).
Добавить комментарий