Почему важно заделывать трещины

На поверхности асфальтобетонного покрытия, особенно уже имеющего приличный срок эксплуатации, неизбежно образуются трещины.
Трещины могут выглядеть по-разному: в виде длинных продольных или поперечных полос различной длины, пересекающих все покрытие по ширине, или в виде сетки на отдельных участках.
В отличие от выбоин, трещины практически не мешают нормальному движению транспорта, их ширина не более 2-5 миллиметров. При движении техники они не могут повредить подвеску. Проезжая трещину (даже расположенную поперек дороги) можно и не заметить покачивание. Но всё равно необходимо заделывать трещины, так как они сокращают срок службы дороги.
Причины появления трещин на асфальтобетоне
Причинами появления трещин могут быть:
- Некачественное обустройство основания под верхние слои дорожной одежды.
- Проседание слоев грунта ниже корыта (из-за вымывания, периодических циклов замерзания оттаивания).
- Использования на одном участке дорожного полотна нескольких типов асфальтобетона, или смеси одинаковой рецептуры, но с различными по физико-механическим свойствами, заполнителями. В этом случае разрушение происходит из-за различных коэффициентов температурного расширения.
- Движение техники с нагрузкой на ось, более чем допустимая для данной конструкции дороги (той, которая принималась для расчетов при проектировании).
- Некачественное выполнение стыков между площадями асфальтобетона, уложенными не непрерывно (между захватками). Особенно часто такие трещины возникают, если ширина дороги больше чем захват асфальтоукладчика и работа выполняется в несколько проходов.
- Некачественная заделка стыков при проведении ямочного ремонта, заделывании контрольных вырубок.
- Давления на асфальт снизу корнями растущих в полосе отвода растений.
- Потеря эластичности (гибкости) вяжущего материала, его выгорания в результате нагревания в жаркое время года.

Ширина трещин составляет не более 2-5 миллиметров, поэтому они, в отличие от выбоин, практически не мешают нормальному движению транспорта. Но их ремонт обязателен, так как со временем трещина может расшириться.
К чему могут привести трещины
Незаделанная трещина на асфальтобетонном покрытии неизбежно будет расширяться. Как показывает практика, даже небольшой дефект шириной около миллиметра через несколько месяцев превращается в широкую выбоину. Даже если трещина пересекала только один верхний слой дорожной одежды (по правилам асфальтобетон ложится в несколько слоев), разрушение распространяется глубже и приводит повреждениям даже нижних покровов, которые до этого оставались целыми.
Это следствие ряда факторов:
- Через трещину происходит накопление влаги, причем не только под воздействием силы тяжести (это справедливо для широких повреждений), но и из-за капиллярного эффекта. Последний проявляется в небольших, почти незаметных невооруженному глазу дефектах.
- Попадая в трещину и замерзая, вода превращается в лед, который имеет больший, чем вода, объем. Неизбежное расширение приводит к разрушению асфальтобетона. Если дорога обрабатывается антигололедными реагентами (солью), то циклы замерзания-оттаивания происходят даже без обязательного условия нагревания дорожного полотна до температуры выше нуля градусов Цельсия. Как видно наблюдений, асфальтобетон больше всего разрушается в зимнее время. Влага легко проникает в пространство между слоями асфальта, особенно если при укладке проливка битумом или эмульсией производилась некачественно. Из одной небольшой трещины, может произойти разрушение покрытия на большой площади дорожного покрытия.
- Лёд оказывает давление также и на нижележащий массив асфальтобетона. Давление способствует образованию микротрещин, которые, накапливая воду, начинают работать на разрушение.
- Важно провести заделку трещин и перед началом теплого сезона. В это время развитие дефектов на асфальте не так интенсивно, но все же происходит. Связано это с тем, что в трещины набивается пыль и земля, в которой могут оказаться семена растений. При прорастании своими корнями они тоже оказывают давление на асфальт. Это приводит к расширению дефектов и разрушению дорожной одежды. Особенно ярко это видно на участках где нет интенсивного движения.
Добавить комментарий