Трещины и разломы на асфальте: причины их появления и ремонт

Для обеспечения постоянной эксплуатационной готовности дорожных покрытий необходимо своевременное проведение комплексов работ по их эксплуатационному содержанию и ремонту.
В статье описываются основные причины появления трещин и разломов асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог и способы их ремонта.
Причины появления трещин и разломов
- Замерзание воды внутри покрытия. Горячий уплотненный асфальтобетон, из которого построено большинство автомобильных дорог, имеет пористую структуру. Во время дождей, прорыва водопровода или канализации поверхность дорожной одежды покрывается водой. Вода проникает в поры и остается там. Понижение температуры до отрицательных значений приводит к образованию льда в порах. Лед разрывает материал покрытия, образуя трещины.
- Неправильный состав асфальтобетонной смеси. При нарушении состава асфальтобетонной смеси(АБС) на асфальтобетонном заводе готовая смесь не имеет нужной прочности. К потере прочности может привести использование неподходящего или непромытого щебня, грязного песка, неподходящего битума, или неподходящих минеральных порошков и иных присадок.
- Нарушение технологии укладки АБС. К основным нарушениям технологии укладки относятся излишнее охлаждение смеси, плохая подготовка основания, укладка в во время дождя или при температурах ниже расчётных.

Плохие погодные условия, укладка асфальтобетонного покрытия во время дождя или при температурах ниже расчётных приводят к появлению трещин и разломов.
- Нарушение технологии укладки основания. Недостаточное уплотнение или расклинцовка, неверный выбор материала или конструкции основания приведут к тому, что основание даст усадку. Неверный выбор формы проезжей части, недостаточный уклон или не соответствующая условиям система водоотведения приведут к частым затоплениям проезжей части.
- Нарушение технологии подготовки грунта. Ошибки, допущенные во время геологической разведки, проектирования или подготовки грунта приведут к его усадке и движению. В свою очередь это приведет в движение основание и покрытие дороги.
Единственный способ избежать таких повреждений – качественная проектировка с учетом особенностей грунта, климата, интенсивности движения и строительные работы в полном соответствии с ГОСТ и СНиП.
Ремонт асфальтобетонного покрытия
Ямочный ремонт
Есть несколько видов ямочного ремонта:
- Горячей асфальтобетонной смесью(АБС) с нарезанием карт. Во время такого ремонта поврежденный участок покрытия удаляется фрезерованием, нарезкой или вырубкой. Основание и покрытие обрабатываются водно-битумной эмульсией (ВБЭ) для увеличения адгезии латки с покрытием и основанием. После чего карта заполняется горячей АБС. Смесь уплотняется виброплитами, ручными или механизированными катками. Плюс этого метода в том, что в любой организации, занимающейся ремонтом или строительством дорог, есть оборудование для такого ремонта. Еще один плюс — в меньшей стоимости материала, чем для ремонта по литьевой технологии. Но такой ремонт не способен обеспечить герметизацию покрытия.

При ямочном ремонте горячая асфальтобетонная смесь выгружается в нарезанную карту и уплотняется виброплитой или катком.
- По литьевой технологии с нарезанием карт. Нарезка карт, удаление поврежденного асфальтобетона и обработка карты производится так же, как и для горячей АБС. При использовании рециклера поврежденный асфальт не вывозят на свалку, а пускают в переработку. При отсутствии рециклера снятый асфальт вывозят на свалку. После чего заливают карту литой АБС. Такая смесь не требует уплотнения. На ответственных участках дороги – поворотах, затяжных или крутых спусках и подъемах требуется сразу же после заливки посыпать поверхность отремонтированного участка черным щебнем и вдавить его в АБС. Это повысит сцепление заплатки с колесами автомобилей. Плюсы данной технологии – заплатка имеет лучшую адгезию к основанию и покрытию и обеспечивает герметизацию отремонтированного участка. Минусы – не в каждой строительно-ремонтной организации есть техника и оборудование для таких работ, да и сама смесь стоит дороже, чем горячая.
- Струйно-инъекционный метод. Этот метод не требует нарезки карт. Поврежденный участок продувается сжатым воздухом для очистки от грязи и воды, обрабатывается водно-битумной эмульсией (ВБЭ) и засыпается черным щебнем. Щебень разравнивается, уплотняется и тщательно проливается ВБЭ. Единственный плюс данного метода в дешевизне и минимальных затратах на ремонт. Минусы – отремонтированный участок способен выдерживать небольшие нагрузки – поток легкового транспорта низкой интенсивности.
- Заливка полимерами. Трещины очищаются сжатым воздухом от грязи и воды, обрабатываются различными эмульсиями (зависит от вида полимера) и заполняются жидким полимером. Плюсы – полная герметизация поврежденных участков, образование на большой площади тонкой полимерной пленки, защищающей от воды, высокая стойкость к нагрузкам, минимальное оборудование. Минусы – высокая стоимость материалов.
Ямочный ремонт позволяет устранить трещины и неровности покрытия, но не способен герметизировать покрытие и устранить дефекты основания или грунта.
Укладка слоя износа
Слой износа укладывается по литьевой технологии, что обеспечивает герметизацию покрытия. Литой слой износа является дешевым в ремонте, обладает достаточной прочностью для укладки на дорогах общего пользования. Требует наличия специального оборудования – кохеров — для доставки АБС и асфальтоукладчиков, работающих с литой АБС.
Для исправления дефектов основания или грунта требуется капитальный ремонт участка дороги.
Соблюдение норм ГОСТ и СНиП при проектировании и строительстве, тщательный уход и качественный ремонт асфальтобетонных дорог позволят им служить многие десятилетия, не уступая в надежности лучшим зарубежным дорогам.
Добавить комментарий